Добавить в закладки Подписаться на новости
Александр Бортников Александр Бортников, Председатель НАК России:

В первоочередном порядке должна быть обеспечена антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей, объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры, а также спортивных объектов, задействованных при проведении ЧМ-2018, мест размещения участников и гостей соревнований

Выставки и конференции >

Еще мероприятия

Газета «Волго-Невский ПроспектЪ» – информационный партнер VII Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму-2018»

Госдума приняла закон об исключительном праве судов под флагом РФ на перевозку углеводородов по Севморпути

Госдума приняла закон об исключительном праве судов под флагом РФ на перевозку углеводородов по Севморпути

Госдума РФ на заседании в среду приняла в окончательном, третьем чтении законопроект об исключительном праве судов под российским флагом на перевозку углеводородов по Северному морскому пути (СМП).

Правительство внесло в Госдуму данный документ в августе 2016 года, в первом чтении он был принят в январе 2017 года. Тогда он касался только расширения понятия «каботаж» и закрепления за судами, плавающими под флагом РФ, преимущественного права на осуществление перевозок и буксировки не только между морскими портами, но и любыми другими местами, используемыми для погрузки и выгрузки (искусственными островами, установками и сооружениями на континентальном шельфе).

Ко второму чтению законопроект был дополнен нормой, согласно которой суда под российским флагом получили исключительное право на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути.

В законопроект также было внесено положение, согласно которому по решению правительства норма об исключительном праве может быть распространена на иные грузы в иных акваториях, если это не противоречит общепризнанным конвенциям и нормам международного права, а также международным договорам РФ.

В конце ноября президент РФ Владимир Путин заявил, что суда под российским флагом могут получить исключительное право на перевозку углеводородов по Северному морскому пути. «Вопрос, который я хотел бы поднять – о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути», – заявил В.Путин на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда».

«Этот шаг позволит нарастить объемы морских перевозок, будет укреплять позиции отечественных судоходных компаний, создаст дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота», – отметил он.

Объем перевозки грузов по Севморпути в 2016 году превысил максимальные показатели советских времен и достиг рекордных 7,5 млн тонн. По экспертным оценкам Росморречфлота, объем перевозок грузов по Северному морскому пути к 2020 году составит 44 млн тонн, к 2030 году возрастет до 70 млн тонн. Ожидается, что основной объем грузов будет связан с перевозкой энергоресурсов – сжиженного природного газа, нефти, угля, металлов. Маршрут по СМП из Юго-Восточной Азии в Европу позволяет в два раза сократить время транспортировки грузов по сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий или Панамский каналы.


ОТ РЕДАКЦИИ

Не ставя под сомнение данное законодательное решение, которое несомненно обеспечит поддержку отечественных морских перевозчиков и является в какой-те мере ответной мерой на санкции, тем не менее редакция считает важным отметить следующее.

1. Понятно, что основной объем перевозимых грузов по СМП- это углеводороды и, в частности, сжиженный природный газ (СПГ). При этом прогнозируемые объемы перевозок грузов по Северному морскому пути к 2020 г.- 44 млн тонн, к 2030 г. - 70 млн тонн.

Все бы ничего. Но при этом важно не забывать об уникальности и чрезвычайной опасности СПГ. Достаточно вспомнить, что температура кипения СПГ примерно -160* С. Малейший нагрев емкости с СПГ приводит к резкому росту давления. А если происходит разлив СПГ, к примеру на водной поверхности приводит к мгновенному вскипаю и активному переходу газа из жидкообразное состояние в газообразное с образованием весьма опасных пожаровзрывоопасных смесей.

И что самое неприятное, до сегодняшнего дня официально не признан ни один из способов тушения разливов СПГ, отсутствуют и соответствующие методики пожаротушения с СПГ. Да, некоторое время назад был разработан специальный СП, но по мнению экспертов он базируется на устаревших знаниях и не дает ответа что и как необходимо делать в случае аварии на объекте или на транспортном средстве с СПГ.

2. Для надежного функционирования СМП должна быть создана соответствующая инфраструктура. И, при этом, опять же в силу особой опасности СПГ, должны быть максимально реализованы меры, исключающие не только аварии, но и акты незаконного вмешательства (АНВ). И простых стандартных решений по обеспечению транспортной безопасности в условиях Арктики вряд ли будет достаточно. Нужна разработка специфических требований, которые учли не только условия Арктики, но и то, что транспортировка СПГ будет осуществляться с привлечением атомного флота, к которому предъявляются требования сразу нескольких отраслей права: промышленная безопасность, радиационная безопасность, пожаровзрывобезопасность, транспортная безопасность. И как бы вот этот дубляж, межведомственная разобщенность не привлекли к неразберихе и снижению уровня защищенности объектов морской транспортной инфраструктуры и судов от рисков, связанных как с производственными и транспортными операциями, так и в результате АНВ.

В готовящемся выпуск журнала "Противопожарная защита" этому аспекту будет уделено особое внимание (выход журнала приурочен к началу работы крупнейший выставки по безопасности SECURICA (MIPS).

Редакция приглашает специалистов и экспертов высказать свое мнение относительно опасности СПГ, а также о мерах по обеспечению безопасности при его перевозке, перевалке и хранении.

Насколько на Ваш взгляд достаточно регламентированы требования пожаровзрывобезопасности, ликвидации аварий и пожаров, предотвращения АНВ? Что необходимо сделать?

RSS
Другие новости по теме >

Ещё новости по теме
Новости компаний. Инновации >

Все новости компаний
Опросы >

Какой эффект от участия в Саммите по транспортной безопасности – 2018 вы считаете для себя наиболее ценным?
 

голосовать

Всего проголосовало: 101

После пожара в Кемерово система обеспечения пожарной безопасности в России изменится или нет?

Нет, не изменится
68%
Изменится
26%
Затрудняюсь ответить
6%
Все опросы
Взаимодействие >